Авторы |
Креер Михаил Яковлевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков, Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Съезжинская, 15–17), mkreer@mail.ru
Пилипчук Елена Дмитриевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Съезжинская, 15–17), ray3dog@yandex.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. В настоящее время тестовый метод обучения и контроля при изучении иностранных языков (ИЯ) прочно вошел в широкую прак-тику преподавателя вуза. Тестовые задания позволяют осуществить совокупность диагностических, обучающих и контролирующих заданий при обучении ИЯ (включая, например, контрольные работы, упражнения и т.д.). Особое значение при этом придается попытке переосмыслить понятие теста применительно к лингводидактической специфике, обогатив «копилку» тестов при обучении ИЯ заданиями нестандартного типа. Такие задания требуют от студента самостоятельности и творческого подхода, что в настоящее время является особенно востребованным при изучения ИЯ.
Материалы и методы. Статья рассматривает тестовый метод обучения и контроля при изучении иностранных языков, применяемый с помощью тестовых заданий проблемного типа. Даются классификация матрицы как тестового задания проблемного типа, ее формальные и содержательные аспекты. Под матрицей понимается любое расположение данных в таблице, состоящей из строк и столбцов, либо рамки и структура, которые задают форму или значение, контекст. Методологический потенциал включает: расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена (факторный анализ), шкалирование (модель Раша) и метод Варда (кластерный анализ). Исследование было выполнено с помощью методов дескриптивной статистики и контент-анализа.
Результаты. Тестирование сформированности компетенций в сфере ИЯ при изучении второго иностранного языка (немецкого) проводилось на базе кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского филиала Финансового университета в 2013–2014 гг. В статье приведены итоги опытно-экспериментального исследования в сфере ИЯ с помощью матрицы по количественному и качественному признакам. Исследование выявило повышение уровня интереса студентов к изучению иностранного языка и повышение мотивации к достижению результатов в его изучении.
Выводы. Высокий уровень совпадения данных, полученных методом матрицы, с результатами, полученными другими методами, показывает высокую эффективность матрицы, а также ее конгруэнтность другим методикам. Тестовые задания проблемного типа (матрица) отвечают как обучающим, так и контролирующим целям тестирования и могут быть использованы на начальном, промежуточном и итоговом этапах изучения иностранного языка. По мнению авторов статьи, тестовый метод матрицы как проблемного задания является одним из наиболее современных дидактических технологий, формирующих эффективную модель изучения ИЯ в целом.
|
Ключевые слова |
матрица, тестирование, задание проблемного типа, компетенции, обучение, контроль.
|
Список литературы |
1. Archibald, D. A. Beyond standardized testing: Assessing authentic academic achi¬evement in secondary schools / D. A. Archibald, F. M. Newman. – Washington, DC : National Association of Secondary School Principals, 1998. – 238 р.
2. Триандис, Г. К. Культура и социальное поведение / Г. К. Триандис. – М. : Форум, 2007. – 455 с.
3. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тес-тов / М. Б. Челышкова. – М. : Логос, 2002. – 161 с.
|